• Главная
  • >
  • Новости
  • >
  • Эксперт: в российские супермаркеты ходят бедные гедонисты, не экономящие на качестве

Эксперт: в российские супермаркеты ходят бедные гедонисты, не экономящие на качестве

  • по admin
  • 06.04.2018
  • Comments Off


Федеральные торговые сети, придя в российские регионы, изменили привычки граждан и создали нового покупателя. Его портрет, предпочтения и ожидания от ритейла обрисовал в своем докладе на открывшемся сегодня в Екатеринбурге медиафоруме Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) генеральный директор аналитического центра «Платформа» Алексей Фирсов.

Постоянного посетителя сетевых магазинов эксперт называл «бедным гедонистом». Такие покупатели, как отметил он, это основная социальная база крупных торговых сетей. Они ценят возможность совершить покупки с комфортом и даже при снижении доходов ставят на первое место качество продукта, а потом уже смотрят на его цену.

«Покупатель ищет удобные для себя магазины, скидки, приложения. Ценовой фактор важный, но уже не главный. Потребление стало формой социальной активности и личной свободы», — отметил эксперт.

Эти выводы подтверждаются данными ВЦИОМ: выбор в пользу торговых сетей покупатели объясняют широким ассортиментом, такой ответ дали 57% граждан, еще 49% привлекает наличие скидок, 21% граждан назвали основным поводом приобретать продукты в сетевых магазинах их шаговую доступность, и только 14% опрошенных привели в качестве основного довода низкие цены. Но при этом уверены в том, цены в супермаркетах ниже, чем в несетевых магазинах, 53% граждан.

Собственное исследование покупательских запросов центр «Платформа» проводил в двух городах — Рязани и Тюмени. Результаты, даже с поправкой на местную специфику, в целом получились схожие.

Покупают большую часть продуктов именно в сетевых магазинах 86% жителей Тюмени и 87% рязанцев. На втором месте по предпочтению в Тюмени стоят магазины формата «у дома», но не относящиеся к торговым сетям — 26%, за ними следуют рынки — 19%. В Рязани второе место занимают наоборот рынки — 24%, а магазины у дома стоят на третьем месте, там предпочитают покупать продукты 23% респондентов.

В случае с Рязанью, как отметил Алексей Фирсов, свою роль в расстановке приоритетов сыграла уже местная особенность. Рынков в городе много и когда власти попытались однажды сократить их число, чуть не получили социальный взрыв.

В отношении торговых сетей у граждан сохраняется немало негативных стереотипов, как то: сети приводят к сокращению местного бизнеса, занимаются перепродажей товара, реализуя его с наценкой. Но отношение к федеральному ритейлу среди покупателей в целом положительное. В Тюмени такой ответ дали 68% респондентов, в Рязани — 69%. Негативное отношение к торговым сетям высказывают в основном представители старшего поколения, от 55 лет и старше.

При этом в обоих городах покупатели говорят об ухудшении качества продукции за последние несколько лет, такой ответ дали 43% опрошенных в Тюмени и 41% в Рязани. Приблизительно в равной степени обеспокоены качеством и молодые, и пожилые респонденты.

Экономить же на качестве, и товаров, и обслуживания, граждане не собираются. Не готовы поступиться качеством продуктов ради цены 88%, экономить на обслуживании в магазине не намерены 83% покупателей.

Отдельно эксперт коснулся проблемных ситуаций, возникающих с приходом в регионы крупных федеральных сетей. Прежде всего, это взаимодействие с местными производителями. Отношения федерального ритейла и местных поставщиков сейчас существенно изменились. Поставщикам приходится учитывать строгие требования сетевых магазинов к стандартам и конкуренцию с поставками из других регионов внутри одной сети.

Решением здесь, по мнению Алексея Фирсова, может стать построение бизнес-моделей с использованием торговых сетей как маркетингового инструмента. Но для этого у производителей может не хватать навыков и знания рынка. Помочь могут продвижение успешных кейсов и региональные программы с продвижением местной продукции.

Но, как подчеркнул эксперт, несмотря на стереотипное мнение, что федеральный ритейл душит местный бизнес, до 60% молочных продуктов на полках сетевых магазинов в настоящее время — местного происхождения. А в Тюмени и Рязани их доля может достигать и 80%.

Сотрудничество с местными потребителями сетям выгодно. Тем более, что сами покупатели в большинстве случаев оценивают продукцию своего региона как более качественную. Так, в Тюмени качество местных продуктов считают выше привозных 51% опрошенных. А в Рязани 50% граждан полагают, что местных продуктов в сетевых магазинах недостаточно и их должно быть больше.

Источник: business-vector.info